Использование интерактивной доски в преподавании математики
Современный учитель в своей профессиональной образовательной деятельности использует различные современные средства обучения. Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски – комплекс оборудования, позволяющий педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять «обратную связь». Применение интерактивных технологий позволяет преподавателю эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовывать групповую работу и создавать собственные инновационные разработки, при этом не нарушая привычный ритм и стиль работы.
Работа с данным учебным оборудованием и его широким спектром возможностей повышает у учащихся интерес к предмету, делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамическому использование ресурсов.
Перечислю некоторые способы использования возможностей интерактивной доски учителем:
- проведение мультимедийных презентаций (подготовленных учителем и учащимися);
- показ геометрии в действии (например, вращая треугольник, проверяя равенство фигур наложением, прикосновением меняя форму геометрических фигур);
- иллюстрация теорем шаг за шагом (например, теорема Пифагора);
- проведение устного счета; частичное закрывание экрана шторкой позволяет подавать информацию постепенно; заполнение пропусков в текстах, формулах, примерах, задачах, уравнениях при помощи цифровых чернил маркером; учащиеся могут взаимодействовать с объектами, двигая буквы, цифры, слова или картинки всего лишь одним пальцем (например, занимаясь группировкой);
- к сделанным записям всегда можно вернуться и откорректировать их;
- записывать дополнительные пояснения поверх уже имеющихся записей;
- цифровыми чернилами, маркером или пальцем учащиеся могут выделить необходимое, записать наблюдения;
- заранее подготовить, создать используемый материал и комбинировать кадры из готовой коллекции изображений (рисунки и схемы к задачам, таблицы, графики, шаблоны линованной бумаги, подложки, символы, иллюстрации, системы координат, линейки и т.д.);
- записать урок, корректируя его прямо в классе в соответствии с вопросами учащихся;
- записать готовый урок для заболевших детей на флэш-накопители или прямо в компьютер для отправки по электронной почте, распечатать его в виде готового конспекта при помощи принтера;
- сохраненный урок можно использовать при повторении и закреплении материала, рефлексии, а также для работы с другим классом (создавая, таким образом, свое методическое обеспечение).
Все вышеперечисленное позволяет более полноценно распределять время на уроке как при подаче, так и при закреплении учебного материала. Стоит также отметить, что при работе с простым экраном учитель вынужден находиться рядом с компьютером, а при работе с интерактивной доской манипуляции компьютерной мыши осуществляются касанием поверхности, тем самым учитель имеет полный доступ к управлению компьютером, оставаясь около доски. Опыт работы с интерактивной доской показал, что наиболее эффективным оказалось использование технических средств на уроках алгебры (функции и графики функций), стереометрии, а также при изучении геометрии в 7-9 классах.
Примеры некоторых уроков математики, где мною применяется
интерактивная доска
№ |
Тема урока |
Класс |
Использование возможностей SMART-доски |
1 |
Координатная плоскость |
6 |
Возможность заготовить задания заранее. Возможность клонировать координатную плоскость. Чертежи яркие и четкие |
2 |
Числовая прямая |
5-6 |
Игра «Движение точки по координатной прямой» |
3 |
Углы |
5 |
· Работа с транспортиром |
4 |
Тесты |
5-6 |
Работа с тестами |
5 |
Дроби |
5 |
Возможность заготовить задания заранее. Устный счёт. |
6 |
Линейная функция |
7 |
Построение графиков |
7 |
Квадратичная функция |
8 |
Построение графиков |
8 |
Решение неравенств |
9 |
Алгоритм решения неравенств |
9 |
Подготовка к итоговой аттестации |
9 |
Работа с тестами |
10 |
Равенство треугольников |
7 |
Наложение треугольников |
11 |
Параллельность в пространстве |
10 |
Наглядное представление чертежа |
12 |
Графики |
10- 11 |
Построение графиков |
Интерактивная доска вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост, позволяет использовать различные стили обучения. В центре любого образовательного процесса стоит ученик, ведомый учителем к знаниям. И если школьник от мотива «надо» придет к мотиву «мне интересно, я хочу это знать», то путь этот будет более радостным и плодотворным. Решению этой задачи как раз и способствует использование в процессе обучения интерактивной доски.